Бизнес стремится разместить производства рядом с конечным потребителем

Еще несколько лет назад покупатель, заказывая товар в интернет-магазине, был готов ждать неделю. Сегодня доставка за один-два дня стала нормой. Этот опыт, сформированный гигантами электронной
Бизнес стремится разместить производства рядом с конечным потребителем

Еще несколько лет назад покупатель, заказывая товар в интернет-магазине, был готов ждать неделю. Сегодня доставка за один-два дня стала нормой. Этот опыт, сформированный гигантами электронной коммерции за счет разветвленной сети региональных складов, в каком-то смысле стал катализатором серьезных перемен в B2B-секторе. Предприятия по всей стране, включая сравнительно компактный Центральный федеральный округ, пересматривают свою географию, стремясь приблизить производственные и складские мощности к конечному потребителю.

Этот тренд только на первый взгляд кажется новым. По сути же он является возвращением к проверенным практикам. Многие помнят, что в советское время промышленные гиганты работали по принципу "завода-города", где вся необходимая инфраструктура - от ремонта оборудования до производства компонентов - была сосредоточена на одной территории. С приходом на рынок международных корпораций пришла другая модель: глобализация, единые поставщики на всю сеть, перенос производств в Азию для снижения издержек. Это привело к разрыву производственных цепочек внутри страны и даже к упадку некоторых отраслей.

Сегодня маятник качнулся в обратную сторону. По опыту ведения многопрофильного бизнеса могу сказать, что сокращение логистического плеча - расстояния от производителя до клиента - дает колоссальный экономический эффект. Стоимость доставки сырья или готовой продукции порой может кратно увеличивать ее конечную цену. Особенно это заметно по таким отраслям, как производство и продажа промышленной химии, активированного угля. Поэтому приближение продукции к ее потребителям - не просто вопрос удобства, а основа конкурентоспособности и, что важнее, гарантия стопроцентного выполнения контрактных обязательств.

Яркий пример - производства-сателлиты при крупных комбинатах. Заводы по производству химически осажденной извести, необходимой для целлюлозно-бумажных комбинатов, чаще располагаются непосредственно на территории ЦБК. Туда поставляется лишь сырье - известняковый камень, а весь сложный процесс переработки происходит на месте. Аналогичным образом внутри комбинатов размещаются лесобиржи - постоянно пополняемые склады сырья, актуальность которых резко выросла после запрета сплава леса по рекам по экологическим соображениям.

В долгосрочной перспективе перенос мощностей в регионы потребления выгоден

Стратегия "быть ближе к клиенту" проявляется не только в создании производств, но и в гибкой складской политике. Компании активно развивают сети региональных складов хранения. Практика показывает, что даже при отлаженной работе транспорта сам факт наличия склада в регионе создает у клиента "эффект присутствия", ускоряет поставки и снимает психологический барьер при выборе поставщика.

К выбору локаций бизнес подходит комплексно. Для сокращения издержек создаются складские мощности с вариативной транспортной доступностью, объединяющие автомобильные и железнодорожные пути. Перенос туда части производственных или складских мощностей позволяет существенно экономить на аренде и логистике. Иногда крупные поставщики идут еще дальше, целенаправленно перенося региональный склад практически под бок к какому-либо якорному клиенту.

Эта тенденция затрагивает и другие ниши. Скажем, в нашей отрасли это производство химических реагентов - например, биоцидов для обработки оборудования в энергетике, водоподготовке, пищевой промышленности или металлургии. Когда лаборатории и производственные площадки размещаются ближе к заказчику, это позволяет не просто своевременно и быстро отгружать продукцию, но и моментально реагировать на изменение ситуации, связанной с загрязнением или биообрастанием, вести мониторинг оборудования и фактически становиться частью технологического процесса клиента.

Конечно, это не означает полного отказа от другого фундаментального принципа - расположения завода у источника сырья. Допустим, предприятия по переработке древесины располагаются в богатой лесом Карелии или Смоленской области.

Промышленная география России становится все разнообразнее. Вместо глобальных, но хрупких цепочек бизнес выстраивает гибкую многоуровневую систему. Перенос мощностей в регионы потребления, несмотря на большие первоначальные вложения в инфраструктуру, в долгосрочной перспективе оказывается выгоднее. Это освобождает ресурсы на базовых предприятиях для дальнейшего развития и делает экономику более устойчивой.

Комментарии

Наверх